Моделирование и формализация
Алгоритм и его свойства
Способы записи алгоритмов
Линейные алгоритмы (следование)
Ветвления в алгоритмах
Циклическая форма организации действий
Замкнутые и разомкнутые системы управления
Языки программирования
Вопросы и упражнения
Способы записи алгоритмов
Алгоритм должен давать строгую и чёткую последовательность действий, поэтому для него очень существенным является способ его задания. Самой простой является запись в виде набора высказываний на обычном разговорном языке, как это было сделано в приведённых ранее примерах. Однако все разговорные языки обладают избыточностью и неоднозначностью, поэтому могут возникнуть различные толкования текста алгоритма, заданного таким образом.
Поэтому существует и другие способы задания алгоритмов: с помощью блок-схем, на языке псевдокодов (алгоритмический язык), таблицами (в математике, например, это таблица квадратов чисел), формулами (например, S=a*b) и др.
Блок-схема алгоритма изображается в виде последовательности геометрических фигур-блоков. Блоками обозначаются различные действия. Переход от одного блока к другому обозначается стрелкой.
Условные обозначения блоков в алгоритмах:
Блок начала алгоритма имеет вид:
Блок конца алгоритма имеет вид:
Блок, вводящий неконкретные исходные данные в алгоритм и выводящий результаты решения задачи на экран или бумагу имеет вид:
Внутри этого блока перечисляется через запятую список вводимых и выводимых переменных.
Все присвоения конкретных значений переменных и арифметические действия записываются внутри блока, имеющего вид прямоугольника:
Причём, допускается запись внутри одного прямоугольника нескольких присвоений или нескольких действий. Переменным присваиваются некоторые значения или действия с помощью знака := .
Соединения блоков между собой осуществляются стрелками:
Рассмотрим пример алгоритма, вычисляющего сумму двух чисел, и записанного с помощью блок-схем:
Алгоритм начинается с ввода двух чисел, обозначенных как а и в (выбор имени переменной предоставляется разработчику алгоритма), затем значения этих переменных складываются, и сумма присваивается переменной с. Перед концом алгоритма результат решения задачи, записанный в с, выводится на экран или, при желании, на бумагу.
Алгоритм следует проектировать “сверху вниз”, т.е. начиная с общей идеи и последовательно расчленяя задачу на более мелкие составные части.
Алгоритм - это описание вычислительного процесса решения задачи.
На поиски алгоритма решения задач некоторые математики затрачивают многие годы.
|
|