Человек и
Человек и
информация
информация
  • Информация и её виды
  • Информационные процессы
  • Информационная деятельность человека
  • Вопросы и упражнения
  • Информационные процессы

  • Презентация "Информация и знания"
  •     Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.
        Информационные процессы можно разложить на четыре составляющие: приём, хранение, обработку и передачу информации.
        Объединение понятий "информация" и "управление" привело Норберта Винера, учёного-математика из США (1894-1964 гг.), в 40-х гг. к созданию науки кибернетики, которая, в частности, впервые указала на общность информационных процессов в технике, обществе и живых организмах. Объекты живой природы, в отличие от неживой, обладают свойством обмена информацией и реагирования на нее. Так, например, горы подвержены эрозии из-за неблагоприятных влияний ветра, солнца, дождя, но они не могут принять эту информацию к сведению и использовать ее для выживания, в отличие, например, от зайцев, которые меняют свою окраску на белую, получив информацию из окружающего мира о наступлении зимы. Пчела летит на запах цветка, являющийся информацией для нее, летучие мыши ориентируются в пространстве, получая информацию с помощью ультразвуковой локации. Собака обладает прекрасными способностями к обучению. Она получает и обрабатывает следующую информацию: если она совершает действия, которые от нее требует хозяин, он поощряет ее. Чтобы достичь желаемого, собака должна отбирать внешнюю информацию, необходимую для дальнейших действий. Она, например, начинает связывать понятие "свой" с членами семьи хозяина и понятие "чужой" со всеми остальными людьми.
        Использование понятия информации оказало существенное влияние на развитие современной биологии, особенно таких ее разделов, как нейрофизиология и генетика.
        В технике программно-управляемые станки работают, руководствуясь заложенной в них информацией - программой их работы; автомат на вход в метро, получив информацию о том, опущен или не опущен жетон, соответственно пропускает или не пропускает человека; автопилот управляет самолетом в соответствии с заложенной в него программой и т. д.
        Но лишь для человека информация, получаемая из внешнего мира, может становиться сведениями, являющимися объектом осознанного хранения, обмена и преобразования. Информационные процессы всегда играли важную роль в жизни общества. Люди обмениваются устными сообщениями, записками, посланиями. Они передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о проделанной работе, публикуют рекламные объявления и научные статьи, хранят старые письма, долго размышляют над полученными известиями или немедленно кидаются выполнять указания начальства. Большое значение для сохранения и развития культуры имеет передача из поколения в поколение сказок, традиций, легенд, создание произведений живописи и т. д.
        Вся жизнь человека постоянно связана с получением, накоплением и обработкой информации. Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека, продуктом этой деятельности. Информация для человека - это знания, которые он получает из различных источников. Всё, что знает каждый конкретный человек, он когда-то узнал от родителей, учителей, из книг, личного практического опыта и сохранил в своей памяти. В свою очередь все, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация.

    в начало

        Вопрос о классификации знаний - сложная научная проблема. Один из подходов к такой классификации заключается в делении знаний на декларативные и процедурные. К декларативным (от слова "декларация", что значит "утверждение", "сообщение") относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях (Пушкин родился в 1799 году), свойствах объектов (Байкал - самое глубокое в мире пресное озеро), зависимостях (квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов). К процедурным знаниям относятся знания о действиях, которые нужно предпринять для достижения какой-либо цели (как собрать радиоприемник, как решить квадратное уравнение, как вырастить помидоры, как лечиться от простуды и пр.).
        С тремя составляющими информационных процессов - хранением, передачей и обработкой информации - люди начали иметь дело давно, задолго до появления компьютеров. Человек хранит информацию либо в собственной памяти (иногда говорят - "в уме"), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего - на бумаге. Те сведения, которые человек помнит, ему всегда доступны. Каждый человек помнит свой домашний адрес, номер телефона, а также адреса и телефоны близких людей. Если же понадобится адрес или телефон, который вы не помните, то поможет записная книжка или телефонный справочник.
        Собственную память человека можно назвать оперативной памятью. Здесь слово "оперативный" является синонимом слова "быстрый". Заученные знания воспроизводятся человеком мгновенно. Собственную память еще можно назвать внутренней памятью, поскольку ее носитель - мозг - находится внутри человеческого тела.
        Записные книжки, справочники, энциклопедии, магнитные записи и т. п. по отношению к человеку являются внешними хранилищами информации. Чтобы воспользоваться информацией из внешнего источника, ее сначала нужно сделать оперативной (прочитать номер телефона), а потом использовать по назначению (набрать номер на аппарате). Оперативную информацию человек может забыть. Информация на внешних носителях хранится надежнее. Книги, записи можно рассматривать как расширение памяти человека, как нашу внешнюю память.

    в начало

    2007 © Copyright by L.Gazizova (E-mail: leniza@hotbox.ru), WebMasters N.Woit, R.Akzamutdinov

    Hosted by uCoz